Словарь имен и терминов — В


В

Вайкунтха (санскр.)

См. Духовный мир.

Вайшешика (санскр.)

Атомистическая теория, учение мудреца Канады. Одна из шести систем ведической философии. См. Шесть систем.

Вайшнав (санскр.)

Преданный Господа Вишну или Кришны.

Ванапрастха (санскр.)

Домохозяин, удалившийся от дел. Согласно ведической социальной системе четырех ашрамов , человек, находящийся на третьей ступени духовного развития. См. Брахмачари, Грихастха, Санньяси.

Васту (санскр.)

См. Субстанция.

Веда, Веды, Ведическое знание

Санскритский корень слова Веда вид означает «знание». Этот корень часто встречается даже в современных западных языках, например, «видео» (от латинского «видеть») и «идея» (греч. idea ).

Слово «ведический» относится к учениям, изложенным в ведических книгах. Из этих книг мы узнаем, что наша вселенная вместе с бесконечным числом других вселенных была порождена дыханием Маха-Вишну около 155250000000000 лет назад. Божественное дыхание Господа одновременно явилось источником всех знаний, необходимых людям для того, чтобы удовлетворить свои материальные потребности и вновь обрести дремлющее в них Божественное сознание. Это знание называется Веда.

Чатурмукха (четырехликий) Брахма, первое сотворенное существо во вселенной, получил это знание от Вишну. Брахма, действуя как послушный слуга Верховного Господа, населил планетные системы всеми видами жизни. Он изложил четыре Веды — каждую одним из своих четырех ртов, — чтобы способствовать материальному и духовному развитию людей. Таким образом, Веды уже существовали при сотворении мира.

Основу ведического учения составляют следующие положения: 1) каждое живое существо является вечной душой, имеющей оболочку в виде материального тела, 2) пока душа находится под влиянием майи (иллюзорного отождествления себя с телом), она обречена претерпевать череду рождений и смертей, меняя материальные тела, 3) обладать материальным телом значит испытывать муки рождения, старости, болезней и смерти, 4) в зависимости от того, какую деятельность (карму) осуществляет душа, находящаяся в человеческом теле, при следующем рождении она может стать существом, стоящим ниже человека, человеком, существом, стоящим выше его, или навсегда освободиться от цикла рождений и смертей, 5) карма, принесенная в жертву Вишну в соответствии с предписаниями Вед, возвышает и освобождает душу.

Веданта (санскр.)

Одна из шести систем ведической философии, которую проповедовал великий мудрец Вьясадева. Веданта (буквально «конец всего знания» или «конец Вед») представляет собой высшую ступень ведического образования, которое по традиции получают санньяси (отрекшиеся от мира). Веданта — это безупречное знание текстов, известных как Упанишады. См. Шесть систем, Вьяса.

Веданта-сутра

Основное произведение ньяя-прастханы (ведической логики), также известное как «Брахма-сутра», «Шарирака», «Вьяса-сутра», «Бадараяна-сутра, „Уттара-мимамса“ и „Веданта-даршана“. Составлена великим мудрецом Вьясой 5000 лет назад. Слово сутра означает свод законов. В „Брахма-сутре“ в сжатой форме излагается брахма-гьяна, т. е. окончательное ведическое знание. Афористичная форма изложения и отсутствие объяснений затрудняет понимание сущности этого произведения. В Индии существует пять основных школ веданты, каждая из которых имеет своего ачарью (основателя), объяснившего содержание сутр в комментарии, бхашья. «Шримад-Бхагаватам» — это комментарий самого Вьясадевы к Веданта-сутре». См. Адвайта, Двайта, Брахмаджьоти, Брахман, Четыре вайшнавских сампрадаи и сиддханты, Шанкарачарья, Шесть систем, Шримад-Бхагаватам, Упанишады, Веданта, Вьяса.

Вигьяна (санскр.)

Трансцендентное знание об отношениях личного «я» с Верховным «Я». См. Гьяна.

Випарьяса (санскр.)

Неправильное представление, ошибка. Одна из пяти функций буддхи. См. Буддхи.

Витгенштейн Людвиг (1889–1951)

Австрийский логик и математик, преподававший в Кембриджском университете. Возможно, наиболее влиятельный теоретик языка в XX веке. В «Логико-философском трактате» он писал: «Мои предложения играют разъясняющую роль: тот, кто поймет, что я имею в виду, в конце концов признает их лишенными смысла. …Он должен будет выйти за пределы этих предположений, и тогда он увидит мир правильно».

Вичара (санскр.)

Рассмотрение, философское рассуждение в отличие от обычного.

Вишва-рупа (санскр.)

Вселенская форма Господа. См. Джагад-рупа.

Вишну

Буквально «всепроникающий Бог», санскритское имя Личности Бога. См. Кришна, Сверхдуша, Вайшнав.

Вьяса (Вьясадева)

Сын Парашары Муни и Сатьяватьдеви, шактьявеша-аватара Господа Кришны, то есть получивший от Господа особые полномочия. Около пяти тысяч лет назад записал ведические шабды . Также известен как Ведавьяса, Бадараяна или Двайпаяна. См. Аватара (Шактьявеша), Шримад-Бхагаватам, Веды, Веданта-сутра.

Войдизм [Философия пустоты]

Ум выполняет две функции: принимает и отвергает. Стремление в пустоте — это результат полной фрустрации, когда ум отрицает и отвергает абсолютно все, как слишком хлопотное. На санскрите это учение, связываемое с буддизмом, называют шуньявада . Согласно буддийскому писанию «Бодхичарьаватара-панджика», нихасва-бхагавата шуньята — «отсутствие самосуществования всех вещей, пустота» является «высшей целью» (парамартха ) буддизма. В древней Греции Демокрит и другие сторонники атомистической теории представляли себе реальность в виде атомов и пустоты. Современные физики предлагают различные теории устройства вселенной, возникшей из первичной пустоты. По этому поводу Шрила Прабхупада пишет:

«Шанкариты и буддисты утверждают, что за пределами этого мира — пустота, но в „Бхагавад-гите“ не содержится таких разочаровывающих утверждений. Философия пустоты только плодит атеистов. Мы — духовные существа и хотим наслаждаться, но если мы уверены, что в будущем нас не ожидает ничего, кроме пустоты, у нас появляется желание наслаждаться жизнью в материальном мире. Это приводит к тому, что имперсоналисты, с одной стороны, обсуждают различные положения философии пустоты, а с другой — стараются получить как можно больше материальных наслаждений. Такое философствование может доставлять удовольствие, но духовного блага оно не принесет».

(«По ту сторону рождения и смерти», глава 4)

Последний парадокс философии пустоты состоит в следующем: если все является пустотой, тогда не остается ничего, о чем можно было бы философствовать. Следовательно, сторонникам философии пустоты только и остается, что подражать Кратилу (Кратил — древнегреческий философ, отрицал возможность правильно называть вещь, предпочитая указывать на нее пальцем). См. Буддизм, Имперсонализм, Философия майявады, Ум, Шанкарачарья, Скептицизм.

Время

Шрила Прабхупада в своих комментариях к «Шримад-Бхагаватам» (3.10.11) пишет о времени:

«Будучи оружием Господа, безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которой вращается материальное мироздание. Это рука помощи, которую Господь протягивает материальной природе. Никто не знает, где начинается время и где оно кончается; только время способно хранить информацию о создании, поддержании и разрушении материального космоса. Фактор времени является вещественной причиной творения и, следовательно, непосредственной экспансией Личности Бога. Время считают безличным аспектом Господа.

В наши дни существует много различных представлений о природе фактора времени. Некоторые из этих представлений почти полностью совпадают с концепцией «Шримад-Бхагаватам». Например, иудейские писания также признают время представителем Бога. Там, в частности сказано: «Бог, который в разные времена в прошлом по-разному вещал нашим праотцам через Своих пророков…»

В метафизике различают абсолютное и реальное время. Абсолютное время непрерывно и не зависит от скорости, с которой протекают материальные процессы. Астрономы и математики измеряют время, увязывая его со скоростью того или иного объекта, с изменениями этого объекта или периодом его существования. Однако, по сути дела, время никак не зависит от относительных по своей природе вещей и явлений, напротив, все объекты этого мира принимают свою форму и поддаются измерению только благодаря тому, что существуют во времени. Время является шкалой, лежащей в основе деятельности наших чувств, с его помощью мы измеряем прошлое, настоящее и будущее, хотя на самом деле у времени нет ни начала ни конца. Чанакья Пандит говорит, что даже одно мгновение невозможно купить ни за какие деньги, поэтому мгновение, потраченное зря, нужно считать величайшей потерей. Время не зависит от субъективного психического восприятия, но вместе с тем его мгновения сами по себе не являются субъективной реальностью — они связаны с нашими ощущениями».

См. Брахмаджьоти, Гуны материальной природы.