Словарь имен и терминов — И


И

Идеализм

Теоретически представляет собой противоположность материализму. Но как и материализм, идеализм представляет собой широчайшую философскую категорию, в которой существует множество теоретических течений. Иногда материализм называют ментализмом или имматериализмом. Идеалисты считают вселенную воплощением разума. Вся реальность ментальна, а материя не существует. Внешний мир не является физическим. Наиболее выдающимися представителями идеализма были Беркли, Гегель, Кант, и Платон. См. Материализм, Проблема духа и тела.

Идеология

От греческих idea и logos . В классическую эпоху идеологией называли науку об идеях. Ныне идеология означает систему идей, составляющих какую-либо догму, например идеология фашизма.

Идея

Греческое слово idea означает «форма» или «образец». Идеи — это все, что заключено в сознании как единица мысли или знания. Обычно под идеей подразумевают ментальный образ чего-либо. Идея может означать также суть чего-либо, общее понятие, представление, мнение или концепцию, идеал.

Имперсонализм

См. Брахмаджьоти, Буддизм, Философия майявады, Персонализм, Войдизм.

Индуизм

Термин происходит от названия реки в современном Пакистане — Синдху, Синд или Инд. В начале I века н. э. завоеватели, вторгшиеся на эти территории со Среднего Востока, назвали земли, лежащие вверх по течению реки Синдху Индустаном, а людей, населявших их, индусами. В дальнейшем сами индийцы приняли слово «индусский» как общее обозначение для их различных религиозных традиций. Но поскольку слово «индусский» не встречается в Ведических писаниях, на которых основаны эти религиозные традиции, термин «индуизм» нельзя считать правильным. Правильным термином является Ведическая дхарма. См. Дхарма.

Индукция

Метод рассуждения, который выводит природу причины из восприятия следствия. См. Абдукция, Ароха/ Авароха, Дедукция, Эмпиризм, Логика, Феноменализм.

Интеллект

Способность к распознаванию, различению. В санскрите именуется буддхи, в греческом dianoia . Интеллект является столь же естественным свойством дживы, как вкус является свойством, присущим воде, а запах — земле: «Как аромат земли не может существовать отдельно от земли, а вкус воды — отдельно от воды, так и разум не может существовать отдельно от сознания» (Капиладева. «Шримад-Бхагаватам». 3.27.18).

Буддхи проявляется в каждом живом существе как способность различать формы в области восприятия и как чувство направления. Ум (манах) сообщает форме и направлению эмоциональную ценность (приятное, неприятное и т. д.). Ложное эго (аханкара ) заявляет права на область восприятия («Это мое» и т. д.). Как объясняет «Бхагавад-гита», интеллект, будучи изначально духовным, может подняться над требованиями ума и ложного эго с помощью буддхи-йоги .

В «Шримад-Бхагаватам» (7.14.38) Нарада Муни говорит махарадже Юдхиштхире: «О царь Юдхиштхира, Свердуша, пребывающая в теле каждого, наделяет индивидуальную душу интеллектом соответственно ее (индивидуальной души) способности понимать, потому что Сверхдуша — господин тела. Сверхдуша проявляется в индивидуальной душе согласно степени развития знания, аскетизма, раскаяния и так далее».

Поскольку Сверхдуша наделяет все живые существа буддхи в соответствии с их знанием и аскетизмом, то когда живое существо полностью предается Кришне, оно получает чистый интеллект. Полная преданность Кришне означает также преданность духовному учителю, достигаемую отказом от эмоциональных ценностей, порожденных умом и требований, связанных с ложным эго.

Когда изначальный интеллект находится под покровом невежества, он носит название тамаса-буддхи . Это состояние связано с началом материального существования души. В «Бхагавад-гите» (10.10) Господь Кришна говорит, что буддхи-йога , возвращение интеллекта к духовному состоянию, дополняется прити-пурвакам — преданным любовным служением. См. Сознание, Ложное эго, Ум, Гуны материальной природы, Душа, Тонкое тело, Сверхдуша.

ИСККОН

Акроним названия Международного общества сознания Кришны (от англ. International Society For Krishna Cоnsciousnеss (ISKCON), основанного Шрилой Прабхупадой в 1966 г. в Нью-Йорке для проповеди санкиртаны, провозвестником которой был Чайтанья Махапрабху. ИСККОН — общемировое религиозное движение, целью которого является распространение ведического знания на благо человечества. С течением времени популярность и влияние ИСККОН стабильно возрастали, и ныне оно получило широкое признание теологов, ученых и простых людей как истинное и весомое духовное движение. В настоящее время в мире существуют сотни центров ИСККОН, в которых члены общества живут в тесном содружестве, следуя принципам ведической жизни. Посетители центров могут познакомиться с философией и культурой сознания Кришны и принять участие в деятельности общества.

Основой Движения сознания Кришны является маха-мантра Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Индивидуальные медитации и воспевание этих святых имен под аккомпанемент музыкальных инструментов приводят преданных в состояние божественного экстаза.

Для подготовки к серьезным духовным исканиям преданные ИСККОН добровольно отказываются от мясоедения, половой жизни, употребления алкоголя, наркотиков, а также от азартных игр. Жизненный принцип Общества сознания Кришны — «простая жизнь и высокие помыслы». Преданные встают очень рано — около трех часов после полуночи и проводят утренние часы в медитации и учении. Днем они занимаются распространением книг и официального издания Общества, журнала «Back to Godhead» («Обратно к Богу»), а также другими видами деятельности, включая преподавание, искусство, сельское хозяйство и бизнес. См. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Маха-мантра Харе Кришна, Кришна.

Ишвара (санскр.)

Одна из пяти таттв или ведических онтологических истин: верховный повелитель всего живого и неживой энергии. В «Бхагавад-гите» (18.61–18.62) Господь Кришна говорит Арджуне:

ишварах сарва-бхутанам хрид-деше ‘арждуна тиштхати
бхрахмаян сарва-бхутани янтрарудхани маяя
там ева шаранам гаччха сарва-бхавена бхарата
тат-прасадат парам шантим стханам прасьяси шашватам

«Всевышний Господь пребывает в сердце каждого, о Арджуна, и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, сделанной из материальной энергии. О потомок Бхараты, вручи себя Ему совершенно. Его милостью ты достигнешь трансцендентного спокойствия, мира и высшей вечной обители».

А «Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила (5.142) утверждает:

екале ишвара кришна, ара саба бхритья
яре яичхе начая, се таичхе каре нритья

«Один Господь Кришна является верховным повелителем, а все остальные — слуги Его. Они танцуют, когда Он им велит».

Ишвара всецело управляет дживами, пракрити, калой и кармой. Джива имеет возможность выбора — предаться ишваре или нет. Если она предается ишваре , он освобождается от уз пракрити, калы и кармы . Если нет — то остается привязанной к ним в круговороте рождений и смертей (самсара ). См. Аватара, Чайтанья Махапрабху, Кришна, Гуны материальной природы, Сверхдуша, Таттва.