Словарь имен и терминов — Б


Б

Баладева Видьябхушана

Шрила Баладева Видьябхушана был великим чистым преданным, который на благо человечества переработал множество литературных источников. Однако он никогда не упоминал о том, где и в какой семье он родился, поэтому эти обстоятельства его жизни остаются неизвестными. Историки предполагают, что он родился в 18 веке, вероятнее всего, в Ориссе (возможно, вблизи Ремуны).

В очень раннем возрасте Баладева окончил курс грамматики, поэзии, риторики и логики и отправился в паломничество. Некоторый период времени он провел у таттвавади в южной Индии, познакомился таким образом с учением ачарьи Мадхвы и стал широко проповедовать эту философию по всей Индии. Позже он вступил в цепь ученической преемственности (сампрадая) гаудия-вайшнавов, получив посвящение от Радха-Дамодары Девы, и отправился во Вриндаван, чтобы продолжить обучение под руководством Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

Победа Баладевы над учениками Рамананды (из сампрадаи Рамануджи) отмечается в индийской истории философии. Именно по этому поводу Баладева написал комментарий «Говинда-бхашья» к «Веданта-сутре». В действительности текст был продиктован ему Богом Шри Говиндадевой, поэтому он и получил такое название. За этот комментарий Баладеве был присвоен титул Видьябхушана, что означает «краса учения».

Бесконечная регрессия (Infinite regress (англ.))

От латинского regressus ad infinutum (сходный по значению санскритский термин — анавастха ). Бесконечная регрессия — это заблуждение, возникающее вследствие представления о том, что конечной причиной является нечто материальное. Любая материальная причина должна иметь причиной предшествующую материальную причину, а та, в свою очередь, предшествующую и так далее до бесконечности. Таким образом, доводы в пользу материальной причинности никогда не могут достигнуть логического конца. См. Заблуждение, Логика.

Благость

См. Саттва-гуна, Гуны материальной природы.

Божество

Так же как Господь Кришна является в звуке Своего святого имени, Он является в арка-аватаре, воплощении Божества, которому поклоняются в храмах. Во всех храмах ИСККОН по всему миру религиозная деятельность концентрируется на поклонении Божеству Господа, представленного в камне, металле, дереве или в виде картины. Во время церемонии служения (пуджа), выполняемой в соответствии с ведической традицией, преданные следуют наставлению Кришны («Бхагавад-гита». 9.27): «О сын Кунти, что бы ты ни делал, что бы ни ел, что бы ты ни жертвовал и не отдавал, какие бы аскезы ни совершал, делай это как подношение Мне». Эта пуджа очищает ум и чувства преданного и связывает его с Кришной отношениями любви. Майявади объявляют поклонение Божеству (в храме) идолопоклонством. Они утверждают, что Господь не присутствует в Божестве, ибо Он есть во всем. Но если Он присутствует во всем сущем, почему же тогда Он не присутствует в Божестве? Влага тоже есть везде, даже в воздухе, но если кто-то испытывает жажду, он не может напиться из воздуха, он должен получить воду из доступного источника — из водопровода, колодца, чистого ручья. Точно так же хотя Господь присутствует во всем, именно в форме Божества Он становится легко доступным для поклонения. См. Аватара, Кришна.

Бор Нильс (1885–1962)

Знаменитый в XX веке датский физик. Его называли «духовным отцом всей квантовой физики». Эйнштейна не устраивала идея Бора о том, что вселенная является такой, как она есть, в результате чистого случая. Он предостерегал Бора: «Бог не играет в кости». Критика Эйнштейна так беспокоила Бора, что иногда он расхаживал взад и вперед, бормоча под нос «Эйнштейн… Эйнштейн… Эйнштейн…»

Брахма

Брахма, первое живое существо во вселенной, родился не из чрева, он родился из цветка лотоса, который вырос из живота Господа Вишну. Он является праотцом и духовным учителем полубогов, он дал [людям] Веды, он управлял ваикритой или вторым этапом космического творения, в результате которого появились все виды растений, животных, люди и полубоги. Он отвечает за созидательную раджо-гуну , подобно тому, как Шива отвечает за разрушительную тамо-гуну . Брахмой обычно является джива , реже, когда на эту должность не находится компетентной дживы , Брахма является экспансией Самого Верховного Господа. См. Полубоги, Гуны материальной природы.

Брахмачари (санскр.)

Принявший обет безбрачия ученик духовного учителя. Согласно ведической социальной системе четырех ашрамов, брахмачари относятся к первой ступени духовного развития [человека]. См. Грихастха, Санньяси, Ванапрастха.

Брахмаджьоти (санскр.)

От трансцендентной формы Кришны, формы вечности, знания и блаженства исходит ослепительное сияние, именуемое брахмаджьоти (свет Брахмана). Материальная природа (пракрити ), дживы, которые наслаждаются материальным существованием и кала (время) находятся внутри брахмаджьоти , которое является чистой сущностью, недифференцированной и лишенной активности. Майявади отождествляют брахмаджьоти с безличным Брахманом, брахмаджьоти — Чистый Свет по представлениям некоторых направлений буддизма. Для многих мистиков и философов всего мира брахмаджьоти — это неопределимое Нечто, из которого все происходит в начале и в которое все погружается в конце. Брахмаджьоти это качество сат (вечности) трансцендентной формы Господа, отдельное от чит (знания) и ананды (блаженства). См. Брахман, Буддизм, Имперсонализм, Жизнь после смерти, Философия майявады, Гуны материальной природы, Мистицизм, Сад-чид-ананда.

Брахман

Этот санскритсткий термин происходит от корня бри, что означает «расти» или «эволюционировать, развиваться». В «Чхандогья-упанишад» (3.14) Брахман описывается как таджалан то есть то (тат ), из чего возникает (джа ) мир, во что он возвращается (ла ) и чем поддерживается его существование (ан ). Имперсоналисты отождествляют Брахман с брахмаджьоти . Но в наиболее полном смысле Брахман — это васту — действительная сущность мира: Вишну как сверхдуша (парам-брахман), индивидуум как подчиненная душа (джива-брахман ) и материя (махад-брахман ). Все школы вайшнава-веданты признают Кришну трансцендентным безграничным Пурошоттамой (Верховной Личностью), в то время как индивидуальные души и материя являются проявлениями Его сознательной и бессознательной энергий (чид-ачид-шакти ). См. Абсолют, Брахмаджьоти, Четыре вайшнавских сампрадайи и сиддханты, Кришна, Жизнь после смерти, Гуны материальной природы, Сверхдуша, Веданта, Вишну.

Брахман, брахманы (санскр.)

Дословно «знаток Брахмана». В соответствии с ведическим делением общества на четыре сословия (класса) по роду деятельности, брахман является представителем класса интеллектуалов, духовных лиц [кшатрии — правители, вайшьи — торговцы и шудры — рабочие]. Истинный брахман владеет ведическим знанием, ведет нравственную жизнь и сведущ в отношении Абсолютной истины. См. Брахман.

Будда

Два с половиной тысячелетия назад Господь Вишну послал на землю могущественного дживу, известного миру как Будда (Просветленный). Он родился в городе Капилавасту (нынешний Непал) в облике сына царя Шуддходана Сиддхартхи Гаутамы. В 29 лет он удалился от мира и начал проповедовать ахимсу (ненасилие) и шуньяту (уход от жизни, уничтожение желаний). Он выступал против господствовавшей в то время философии карма-мимамсы, которая искажала ведическое знание и поощряла ненужные жертвоприношения животных.

Учение Будды основано на четырех принципах: 1) материальное существование ничтожно, 2) существует самудайя, причина материального существования, 3) поскольку существует причина, существует также и ниродха, способ уйти от материального существования, 4) этим способом является марга, путь праведности, продемонстрированный самим Буддой. Но выступая против искажения ведического знания, чтобы избавить людей от греха убийства животных, его учение отрицало Веды, душу и Господа. После исчезновения Будды возникли несколько школ буддизма. См. Аватара (Шактьявеша), Буддизм.

Буддизм

Ачарьи вайшнава-ведантизма такие как Рамануджа, Мадхава и Баладева проанализировали четыре типа буддистских доктрин, представляемых соответственно, школами Саутрантикас, Ваибхашикас, Йогачарас и Мадхьямикас.

В соответствии с первой доктриной дух и материя реальны, но существует лишь кратчайший промежуток времени, то есть каждое следующее мгновение дух и материя изменяются. По второй доктрине материя является познаваемой только через дух; и дух и материя, познанная через него, реальны в течение мгновения. Третья доктрина считает материю нереальной, дух абсолютным, а восприятие материи мгновенным актом воображения. Четвертая же доктрина, известная как Шуньявада, рассматривает три предыдущие как бессмысленные попытки объяснить то, что невозможно объяснить словами. См. Будда, Философия имперсонализма, Нирвана, Скептицизм, Шесть систем, Войдизм.

Буддхи (санскр.)

Умение различать, ум. В греческом — dainoia . По «Шримад-Бхагаватам» (3.26.30) буддхи имеет пять функций: самшайя (сомнение), випарьяса (ошибочное восприятие), нишчайя (правильное восприятие), смрити (память) и свапа (сон, дремота). См. Интеллект.

«Бхагавад-гита»

Наиболее значительная книга духовного знания, «Песнь Господа», в которой содержатся наставления Кришны, изложенные Им Арджуне на Курукшетре. Входит в состав «Махабхараты». «Махабхарата» относится к смрити-шастрам, дополняющим шрути-шастры . Шрути, изначальные ведические писания, состоят из четырех Вед («Риг-веда», «Сама-веда», «Яджур-веда» и «Атхарва-веда») и Упанишад. Тексты шрути посвящены постижению абсолюта. «Бхагавад-гита» известна также как «Гитопанишад» или шрути, поведанное Самим Верховным Господом. «Таким образом, писал Шрила Прабхупада в одном из своих писем, „Бхагавад-гиту“ следует относить к шрути , но ее считают смрити , поскольку она является частью смрити («Махабхараты»). В некотором роде она является и шрути и смрити». Всего лишь в 700 стихах «Бхагавад-гита» суммирует все ведическое знание о душе, Господе, санатана-дхарме , жертвоприношении, йоге, карме , реинкарнации, гунах материальной природы, Веданте, и чистой преданности. См. Арджуна, Чайтанья-чаритамрита, Кришна, «Махабхарата», «Шримад-Бхагаватам».

Бхагаван (санскр.)

Личность Верховного Господа, обладающая (ван — обладатель) в безграничной полноте шестью достояниями (бхага ): богатством (аишвара ), силой (вирья ), славой (яшах ), красотой (шриях ), знанием (гьяна ) и отречением (вайрагья ). См. Кришна.

Бхакти (санскр.)

Любовная преданность Верховной Личности Господу Кришне. Формальная практика преданного служения называется бхакти-йогой. См. Бхакти-йога, Кришна.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

Наделенный трансцендентным могуществом сын Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур родился 6 февраля 1874 года. Его отец служил в магистрате Джаганнатха Пури в Ориссе. Шрила Бхактивинода Тхакур был весьма озабочен деятельностью псевдо-вайшнавов, которые узурпировали чистое учение Господа Чайтаньи Махапрабху, и потому начал возрождение санкиртаны. Несмотря на большую занятость на службе, он написал много трудов, посвященных различным аспектам сознания Кришны.

Он постоянно молился, чтобы кто-нибудь выступил с проповедью того, о чем он писал. Его молитвы были услышаны, и на свет появился Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Когда ему исполнилось шесть месяцев, в Пури проходил праздник Ратха-ятра. Перед домом Шрилы Бхактивиноды остановилась колесница Господа Джаганнатхи и стояла там три дня. На третий день мать Шрилы Бхактисиддханты вынесла ребенка, чтобы он увидел Бога. Пуджари подняли его в колесницу. Он подполз к основанию (статуи) Господа Джаганнатхи и коснулся Его лотосных стоп. В тот же миг с шеи Господа упала гирлянда и легла, окружив ребенка. Пуджари вскричали, что этот мальчик особо отмечен Господом.

Мальчик вырос и стал крупным ученым во многих областях знания. Но достигнув возраста 22 лет, он оставил учебу в колледже и поклялся никогда не заводить дома и семьи. Три года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур занимал должность раджа-пандита (придворного ученого) царя Трипура, который был вайшнавом. Впоследствии он получил посвящение от Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи.

Шрила Гауракишора был вайшнавом, отрекшимся (от кармической деятельности) и полностью посвятившим себя поклонению Господу. Долгое время он провел во Вриндаване, а потом обосновался в священном городе Навадвипа на берегу Ганги. К тому времени Шрила Бхактивинода Тхакур уже оставил государственную службу и поклонялся Господу в маленьком домике вблизи Навадвипы в Годруме. Там он каждый день вел занятия по «Шримад-Бхагаватам». Шрила Гауракишора посещал эти занятия, и Шрила Бхактивинода Тхакур велел своему сыну, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру избрать его своим духовным учителем. Шрила Бхактисиддханта получил имя Варшабхнави-деви даса.

После того Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур прекратил всякую деятельность и в течение семи лет по 194 круга ежедневно воспевал святые имена Господа. Он жил в кутире (хижине), но у него не хватало времени починить крышу, и когда шел дождь, он пользовался зонтиком. В 1918 году он открыл первый миссионерский центр — Гаудия-матх (общество ведического знания) в Калькутте (Ультаданга Роуд). В то время ему было 44 года. По всей Индии он проповедовал учение Господа Чайтаньи как наиболее выдающуюся духовную философию. Он начал свою миссионерскую деятельность в разгар войны и политического ажиотажа, что было связано с борьбой за национальное освобождение. Но он с полной убежденностью игнорировал все земные обстоятельства и соображения. «Самое главное, писал он, пробудить дух преданности Верховному Господу. Это превыше всех материальных целей». Многие политические лидеры упрекали его в том, что он отвлекает слишком много молодежи от служения национальным интересам, но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур оставлял эти претензии без внимания.

В этот период времени его посетил Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шрила Прабхупада, известный тогда под именем Абхай Чаран Де, был сторонником движения свараджа, воглавляемого Ганди. В течение всего лишь одной беседы Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур убедил его в жизненной необходимости распространения истинного знания. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ушел из этого мира в 1936 году. За две недели до того, как покинуть телесную оболочку, он поручил Шриле Прабхупаде миссию проповеди санкиртаны в Западном мире. См. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Бхактивинода Тхакур, Чайтанья Махапрабху, Кришна.

Бхактиведанта Свами Прабхупада

Его Божественная Милость А.Ч. Свами Прабхупада является наиболее выдающимся современным ачарьей (духовным учителем) философии Гаудия-вайшнавов (вайшнавизма).

Он явился в этот мир в 1896 году под именем Абхам Чаран Де в Калькутте, где получил англоязычное образование. Со своим духовным учителем, Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром он познакомился в 1922 году. На первой их встрече Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур просил Шрилу Прабхупаду распространять ведическое знание на английском языке. В 1933 году Шрила Прабхупада получил посвящение от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и был наречен Абхая Чаранаравинда дас.

В последующие годы он написал комментарии к «Бхагавад-гите», помогал в работе Гаудия-матха (ведического общества), а в 1944 году стал издавать журнал «Обратно к Богу» на английском языке, который и поныне издается его учениками. В 1947 году Общество Гаудия Вайшнавов присвоило ему титул «Бхактиведанта». В 50-х годах Шрила Прабхупада удалился от семейной жизни, приняв ванапрастху (обет отречения от семейной жизни). Теперь он мог уделять больше времени исследованиям и литературному труду. Он поселился во Вриндаване, в историческом средневековом храме Радха-Дамодары, где вел аскетический образ жизни. После нескольких лет глубокого проникновения в сознание Кришны Шрила Прабхупада в 1959 году принял санньясу (отречение от мира) от своего брата в Господе Кешавы Прагьяны Махараджа.

Именно в то время он начал работу над своим шедевром — многотомным переводом «Шримад-Бхагаватам», состоящим из 18 тысяч стихов и комментариев к ним. После публикации трех томов этого труда в Индии Шрила Прабхупада в 1965 году отправился в США. Не имея исходных средств, преодолев многочисленные трудности, он в июле 1966 года основал в Нью-Йорке Международное общество сознания Кришны (ИСККОН).

Обитатели этого величайшего центра материализма с изумлением наблюдали, как американская молодежь, последователи Шрилы Прабхупады танцевали и распевали маха-мантру «Харе Кришна», и вечные ведические звуки раздавались среди стекла и стали высоких стен небоскребов. Вскоре движение сознания Кришны распространилось в Сан-Франциско, где впервые за пределами Индии состоялся праздник Ратха-ятры. Группа американцев, приверженцев движения основала отделение в Лондоне, а Джордж Харрисон из группы «Битлз» до конца жизни оставался последователем Шрилы Прабхупады. Из Англии движение распространилось в Германию, Голландию, Францию и другие европейские страны. Оно расцвело также в Канаде, Латинской Америке, Австралии и Африке. Одновременно с этим Шрила Прабхупада лично организовал многомиллионные проекты постройки храмов и гостиниц ИСККОН в Бомбее, Вриндаване, Майяпуре и Хайдерабаде в Индии.

Но наиболее значительным своим достижением Шрила Прабхупада считает свои книги, которые составляют представительное собрание трудов по ведической философии, религии, культуре и литературе. Высоко ценимые научным миром за компетентность, глубину и ясность эти книги служат учебниками во многих колледжах. Труды Шрилы Прабхупады переведены на более чем 80 языков. Его работы публикует издательство «Бхактиведанта Бук Траст», основанное в 1972 году и являющееся самым крупным издателем ведической литературы.

За двенадцать лет, прошедших со времени его первого визита в Америку и до 1977 года, когда он покинул этот мир, Шрила Прабхупада четырнадцать раз объехал вокруг земного шара, выступая с лекциями на шести континентах. Несмотря на его физическое отсутствие, великое дело его жизни продолжается. После распада Советского Союза, который Шрила Прабхупада предсказал в 1972 году, посетив СССР, движение сознания Кришны расцвело в Восточной Европе, в России и на Дальнем Востоке. На берегах Ганги, в Майяпуре осуществляется проект ИСККОН и растет современный духовный город. А 1966 год, юбилей Шрилы Прабхупады ознаменовался грандиозными проектами создания храмов в Дели, Бангалоре и Бароде. См. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Бхактивинода Тхакур, Чайтанья Махапрабху, ИСККОН, Кришна.

Бхактивинода Тхакур

Явившись в этот мир в 1838 году и покинув его в 1914, Шрила Бхактивинода Тхакур стал одним из величайших учителей сознания Кришны в цепи ученической преемственности. Он стал знаменит в Бенгалии благодаря тому, что точно установил место рождения Господа Чайтаньи Махапрабху. Это место — Шридхама Майяпур, расположенное вблизи города Навадвипа в 90 милях к северу от Калькутты, было затеряно на долгие годы из-за изменчивости русла Ганги. Открытие Тхакура вскоре превратило Майяпур в место паломничества почитателей Кришны. Храм Гаура-Вишнуприя, основанный Бхактивинодой Тхакуром в 1891 году, стал первым из многих святых мест, которыми ныне славится Майяпур. В 1896 году Шрила Бхактивинода Тхакур начал приобщение Запада к санкиртане, послав в Университет Макгилла (Канада) экземпляр своей небольшой книги «Шри Чайтанья Махапрабху: Его жизнь и наставления». Со многими из его бенгальских гимнов можно познакомиться в книге «Песни вайшнавских ачарьев», изданной «Бхактиведанта Бук Траст». Шрила Бхактивинода Тхакур предсказывал, что движение санкиртаны распространится из Индии по всему Западному миру. См. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Бхактиведанта Свами Прабхупада, Чайтанья Махапрабху, Кришна.

Бхакти-йога

Процесс преданного служения Верховной Личности Бога, Господу Кришне. По знаменитому стиху из «Шримад-Бхагавтам» этот процесс состоит из девяти анг или частей:

шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасьям санкхьям атма-ниведанам

«1) слушание и 2) воспевание трансцендентных святого имени, формы, качеств, атрибутов и игр Господа Кришны 3) памятование о Нем, 4) служение лотосным стопам Господа, 5) поклонение Божеству Господа с помощью 16 видов практики поклонения 6) вознесение молитв Господу, 7) служение делу Господа, 8) дружеское общение с Господом и 9) вручение себя Ему (другими словами, служение Ему духом, телом и словом). Эти девять форм бхакти-йоги признаны как чистое преданное служение» («Шримад-Бхагаватам». 7.5.23).

Бытие, сущность (Entity (англ.))

От греческого to on — «то что есть». Факт существования как такового. В понимании Платона сущность является принадлежностью «Блага как такового». Он также признавал, что сущность является asomatos, бестелесной и невидимой.