Как Матрица удерживает нас


С помощью чего Матрица удерживает нас здесь, в этом мире, который на самом деле является местом страданий? Почему мы не видим этого? Как и с помощью чего она покрывает наше сознание так, что мы не видим этого? Почему когда нам говорят об этом мы не верим этому?

Матрица имеет всего 3 (три) простых инструмента, с помощью которых она крепко удерживает нас в иллюзии. Веды называют эти инструменты «гуна».

Слово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение. Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.

Наиболее емким в европейских языках оказался перевод слова гуна на немецкий язык — Erscheinungsweise, что значит «способы проявления», «режимы жизнедеятельности». Другими словами, гуны — это режимы, в которых действует Матрица, материальная природа.

Этих режимов насчитывается три:

  1. саттва, «благость»,
  2. раджас, «страсть» и
  3. тамас, «невежество» или «тьма».

Природа действует в них не по очереди, а одновременно (хотя и с разной интенсивностью). Так гуны смешиваются между собой, наделяя объекты материального мира бесчисленными характеристиками. Тем не менее, Веды говорят, что в каждый отдельно взятый момент времени одна из гун берет верх над другой, и соответственно различают самые яркие черты влияния той или иной гуны на объекты этого мира.

Далее приводятся признаки каждой из гун.

1. Саттва-гуна

  • Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов.
  • Гуна благости обусловливает живое существо ощущением счастья.
  • Когда начинает преобладать гуна благости, все врата тела озаряются знанием.
  • Человек, находящийся под влиянием гуны благости, умирая, попадает на высшие, чистые планеты великих мудрецов.
  • Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается.
  • Гуна благости порождает истинное знание.
  • Люди в гуне благости поклоняются полубогам.
  • Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая, приятная сердцу пища. Молоко и молочные продукты, сахар, рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом, вегетарианская пища, — относится к гуне благости.
  • Из всех видов жертвоприношений то, которое человек совершает в соответствии с указаниями священных писаний, из чувства долга и без желания получить что-либо взамен, называют жертвоприношением в благости.
  • Три вида аскезы (аскеза тела: поклонение Верховному Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие; аскеза речи: говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярное изучение ведических писаний; и аскеза ума: удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания), — эти три вида аскезы называются на санскрите тапасьей в гуне благости.
  • Пожертвования, которые делаются из чувства долга, а не в расчете на вознаграждение, которые делаются в надлежащее время, в надлежащем месте достойным людям, считаются пожертвованиями в гуне благости.
  • Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости.
  • Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.
  • Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости.
  • Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости.
  • Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.
  • Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости.
  • То, что в начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек пробуждается к самоосознанию, называют счастьем в гуне благости.

2. Раджа-гуна

  • Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.
  • Гуна страсти обусловливает живое существо корыстной деятельностью.
  • Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.
  • Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью.
  • Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания.
  • Гуна страсти разжигает алчность.
  • Люди в гуне страсти после смерти остаются на земных планетах.
  • Люди в гуне страсти поклоняются диктаторам и сильным мира сего.
  • Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней.
  • Жертвоприношение, совершаемое ради достижения материальных целей или из гордости, является жертвоприношением в гуне страсти.
  • Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
  • Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.
  • Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.
  • Представления о том, что живое существо суть материальное тело и что с гибелью тела уничтожается и его сознание, называют знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга по уровню развития сознания, и не признает существования души как источника сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души независимо от тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, признают существование вездесущей, исполненной знания души, а тело считают временным проявлением невежества. Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления порождены гуной страсти.
  • Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти.
  • Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти.
  • Разум, не способный отличить религию от безбожия, действие дозволенное от действия запрещенного, находится в гуне страсти.
  • Решимость, побуждающая человека стремиться к плодам религии, материального благополучия и чувственных наслаждений, имеет природу гуны страсти.
  • Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.

3. Тама-гуна

  • Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии.
  • Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных.
  • Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.
  • Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.
  • Тот, кто находится под влиянием низшей из гун, отвратительной гуны невежества, попадает после смерти в адские миры.
  • Люди в гуне невежества поклоняются духам усопших.
  • Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.
  • Любое жертвоприношение, совершенное вопреки правилам священных писаний, не сопровождающееся раздачей прасада (духовной пищи) и декламацией ведических гимнов, жертвоприношение, совершенное без вознаграждения священнослужителей и без веры, называют жертвоприношением в гуне невежества.
  • Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
  • Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.
  • Человек никогда не должен отказываться от выполнения предписанных обязанностей. Если введенный в заблуждение, он перестает выполнять их, то этот акт называют отрешенностью в гуне невежества.
  • Знание, привязывающее человека к одному виду деятельности как к единственно важному, не дающее представления об истине и отличающееся узостью и скудостью, называют «знанием» в гуне невежества.
  • Деятельность, вызванная заблуждениями, противоречащая указаниям священных писаний, без учета ее порабощающих последствий, или деятельность с применением насилия, которая причиняет страдания другим живым существам, считается деятельностью в гуне невежества.
  • Человек, постоянно поглощенный деятельностью, противоречащей указаниям священных писаний, материалистичный и упрямый, обманывающий и постоянно оскорбляющий других, ленивый, всегда угрюмый, откладывающий все на потом, — такой человек находится под влиянием гуны невежества.
  • Разум, принимающий безбожие за религию, а религию за безбожие, запутавшийся, погруженный во тьму и постоянно сбивающий человека с истинного пути, является разумом в гуне невежества.
  • Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии — эта решимость, лишенная рассудительности, порождена гуной тьмы.
  • Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, — такое счастье называют счастьем в гуне невежества.